Консалтинг, цифровая трансформация, интеграция бизнес-процессов, маркетинга и оргразвития

Влияние кризиса на мебельный рынок

Влияние кризиса на мебельный рынок
Интернет-проект «Корпоративный менеджмент»
авторская статья Research.Techart
PDF-версия Первоисточник

Цитаты

Рынок мебели в докризисный период был одним из наиболее успешно развивавшихся сегментов товарного рынка. Мебель относится к товарам длительного пользования, потребление которых является одним из основных индикаторов состояния экономики страны.

В докризисное время в России сложилась благоприятная экономическая ситуация, поддерживаемая высокими ценами на нефть на мировых рынках, что стимулировало спрос со стороны населения на бытовую технику, мебель, недвижимость, транспортные средства и т. д. Основываясь на изменениях в потребительских предпочтениях, приоритетах и поведении потребителей, аналитики прогнозировали дальнейший рост мебельного рынка.

На протяжении последних лет потребление мебели в России ежегодно росло в среднем на 15–25%. Ситуация переломилась в 2008 году, когда темп роста объема рынка в последнем квартале сократился до 5.9%. В 2009 году, по предварительным оценкам, произошло падение рынка ~ на 23%.
....
Наименьшее влияние кризис оказал на сегменты мебели для кухни, для гостиных и мягкой мебели. Это еще раз подчеркивает консерватизм российского рынка: в квартирах по-прежнему на первом месте кухни (место сбора всей семьи) и главная комната и неизменными «стенкой» и диваном.

Отметим также, что из-за влияния кризиса спрос смещается в сегмент эконом-класса. Происходит это потому, что доля средств на приобретение новых квартир (выплату ипотеки) в бюджете становится более значительной, объем финансирования ремонтных работ и приобретения мебели в новую квартиру сокращается, поэтому предпочтение отдается более дешевым вариантам. Корпоративные заказчики снижают непроизводственные затраты, в том числе затраты на аренду офисов. В сегменте эконом-класса выделяются подсегменты, призванные удовлетворить потребности всех потребителей.

Одновременно с эконом-классом относительно неплохо себя чувствует премиум-класс, который практически не потерял своего потребителя. Хуже всего в условиях кризиса приходится производителям и поставщикам мебели среднего класса, потребитель которой массово перешел в эконом-сегмент.

Сокращение спроса во всех сегментах мебельного рынка заставило производителей и поставщиков оптимизировать стратегии работы на рынке:
оптимизация источников финансирования;
68% пересмотр взаимоотношений с поставщиками и дилерами (поставщики стали «более вменяемыми»);
59% более тщательное изучение потребителей (смена Push-стратегий на Pull-стратегии);
55% сокращение постоянных издержек;
41% расширение ассортимента (основное направление расширения — выпуск мебели эконом-класса);
23% сокращение персонала;
~ 0% сокращение ассортимента, дилерской сети.

По прогнозам, в 2010 году продолжится сокращение мебельного рынка. Положительную динамику рынок начнет демонстрировать с 2011 года, а на уровень 2008 года выйдет не ранее 2014 года.
....
Отметим, что такой относительно быстрый выход из кризиса возможен благодаря особенностям спроса на мебель: в период рецессии накапливается отложенный спрос, который и становится двигателем рынка в посткризисный период.
24 Мая 2010