Консалтинг, цифровая трансформация, интеграция бизнес-процессов, маркетинга и оргразвития

Обзор российского рынка тракторов

Обзор российского рынка тракторов
Журнал «Аграрное решение», № 10 октябрь 2010
авторская статья Research.Techart
PDF-версия

Цитаты

Рынок тракторной техники является одним из наиболее динамично развивающихся в мировом сельcкохозяйственном машиностроении: в докризисные годы темпы роста достигали 20%. В общем объеме мирового потребления сельскохозяйственной техники в денежном выражении на долю тракторной техники приходится около 25.6%.

Современный объем российского тракторного парка составляет около 360 тыс. единиц техники. В данном показателе учтены машины, эксплуатируемые всеми типами сельхозпроизводителей: от крупных организаций до личных угодий населения.

По оценкам Research.Techart, уровень технического обеспечения составляет всего 50–60% от потребности: нагрузка пашни на один трактор в целом по России выросла с 169 га в 2004 г. до 226 га в 2009 г. При этом, наиболее остро данная проблема стоит в Сибирском, Приволжском, Центральном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, где на один трактор в 2009 г. , в среднем, приходилось 268, 243, 222, 213 и 205 га пашни, соответственно.

В докризисный период российский рынок тракторов рос на ~ 30% ежегодно. В 2009 году потрбеление сократилось на 56%, составив 23,3 тыс. шт.
....
В 2008 году около 12 производственных компаний поставили на российский рынок сельскохозяйственные тракторы в объеме более 1000 единиц. В 2009 году, несмотря на действия правительства, доля импортной продукции в общем объеме реализации с/х тракторов увеличилась до 77%.

Ведущим поставщиком тракторов на российский рынок является белорусское предприятие ПО «МТЗ» — почти 57% продаж. На долю белорусской продукции вообще приходится свыше 70% поставок.
....
В диапазоне от 50 до 200 л. с. основную долю рынка занимают белорусские тракторы, как импортируемые, так и собираемые на территории РФ. Кроме того, именно на этот диапазон ориентируются российские производители
(ОАО «Липецкий трактор», ОАО «ТК «ВгТЗ», ПО «Уралвагонзавод» и др.).

Тяжелые тракторы 5, 6, 8 тяговых классов являются основным предметом импорта европейских и североамериканских поставщиков. Конкуренция со стороны отечественных компаний практически отсутствует. Единственным производителем, выпускающим тракторы подобного типа, является ЗАО «Петербургский тракторный завод».

По оценкам экспертов, после падения в 2009 г. , полного восстановления рынка с/х тракторов следует ожидать не ранее чем, через 3 года. Объем рынка на 2010 г. прогнозируется на уровне 2009 г. Однако уже в 2011 г. начнется постепенный рост потребления с/х тракторов. В долгосрочной перспективе отрасль по-прежнему сохраняет свою инвестиционную привлекательность благодаря высокому потенциалу роста продаж.
12 Октября 2010