Рынок стеклопластиковых труб
журнал «Композитный мир» за февраль 2010
PDF-версия
Цитаты
Стеклопластиковые трубы (СПТ) являются одним из наиболее популярных видов продукции из стеклопластиков. Доля стеклянных волокон в материале трубы обычно составляет от 65 до 85%.Видовая классификация труб определяется следующими основными критериями:
- типом связующего (матрицы);
- типом конструкции стенки труб;
- типом соединения труб.
По типу связующего конструкционного элемента труб различают стеклопластиковые трубы на полиэфирном и эпоксидном связующем.
....
Рассмотрим более подробно основные группы участников рынка:
Иностранные производители стеклопластиковых труб. Основной задачей компаний является реализация труб и фасонных изделий на территории России. Сбыт организуется преимущественно путем эксклюзивного сотрудничества с дистрибьютором. В большей степени предприятия ориентированы на обслуживание жилищно-коммунального сектора.
Российские производители стеклопластиковых труб. Сфера деятельности может охватывать такие направления, как проектирование труб, производство, сбыт, монтаж, сервисное обслуживание. Изготовление стеклопластиковых труб может осуществлять как по отечественным, так и по зарубежным технологиям. В роли дополнительных каналов сбыта могут выступать дистрибьюторы, инжиниринговые и строительно-монтажные организации.
Производители оборудования. Основной интерес данной категории участников рынка сводится к техническому оснащению производственных компаний. Вместе с тем, не исключена вероятность собственного изготовления продукции и, таким образом, присутствия на рынке в качестве конкурента российским и иностранным производителям;
Научно-исследовательские институты, проектные бюро. Могут быть представлены как собственными подразделениями производственных компаний, так и независимыми организациями. Основные задачи: разработка проектной документации, испытания труб (Институты могут быть аккредитованы как Испытательные лаборатории), поиск путей совершенствования технических характеристик продукции. Часто работают в кооперации с производителями СП труб. Примеры компаний: ГУП «НИИ Мосстрой», ЗАО «ВНИИТнефть», «ВНИИГАЗ», ОАО «ЦНИИСМ» и др.;
Дистрибьюторы. Специализируются на продвижении современных конструкционных материалов и технологий для строительства трубопроводов;
Строительно-монтажные организации, инжиниринговые компании. Направления деятельности: полная комплектация объектов по трубопроводным сетям, оказание услуг по монтажу, сервисному обслуживанию. Могут выступать как в роли торгового посредника, так и одного из основных рекомендателей того или иного материала труб. Примеры компаний: «Руструбпром» (www.rustrubprom.ru), ООО «ЛОС-Спецстрой» (www.los-ss.ru), ООО «Стелла» (www.ste.ru);
Потребители. Представлены целым комплексом производственных предприятий, что обусловлено широкими эксплуатационными возможностями стеклопластиковых труб. К ним относятся предприятия нефтегазового комплекса, ЖКХ, промышленные структуры (химические, нефтехимические, металлургические и др.) и другие компании (горнодобывающие, энергетические и др.).
....
В отечественное практике стеклопластик (как и другие композитные материалы) разработан и применяется около 30–40 лет. Однако сфера его использования долгое время ограничивалась военно-промышленным комплексом страны. Распространение новых технологий на гражданские отрасли в СССР тормозилось жесткими правилами соблюдения секретности. Применение же импортных композитных материалов было запрещено.
В 70-х годах в стране были предприняты первые попытки применения труб из композитных материалов в промысловом строительстве. Специалисты ВНИИСТ разработали стеклопластиковую трубу, плакированную изнутри полиэтиленовой пленкой. Были созданы технология и оригинальное оборудование для непрерывного формования газо- и нефтенепроницаемой трубы. Но дальнейшему развитию производства помешал дефицит необходимых полимерных материалов на рынке.
Первые позитивные сдвиги в отрасли стеклопластиковых труб произошли только в конце 80-х годов.
К настоящему моменту объем рынка, по оценкам экспертов, варьируется в пределах 1800–2500 км. В денежном выражении аналогичный показатель достигает 2 млрд руб. Средний прирост по отрасли составляет около 10% ежегодно.
....
1 Марта 2010