Российский рынок пенополистирола
Журнал «СтройПРОФИль» № 4(82) 2010
PDF-версия
Цитаты
Развитие рынка теплоизоляционных материалов напрямую зависит от положения на строительном рынке и развития промышленности. Кроме того, на спрос влияют правительственные инициативы в области энерго- и теплосбережения. В докризисные годы рынок активно рос — на 15–20% ежегодно.Пенополистирол (пенопласт, EPS, ПСБ, ППС) – теплоизоляционный материал белого цвета, на 98% состоящий из воздуха, заключенного в миллионы тонкостенных шариков (гранул размером 2–8 мм) вспененного полистирола. Стандарты данной продукции закреплены в ГОСТ 15588–86 “Плиты пенополистирольные. Технические условия”.
Помимо вспененного пенополистирола, на рынке представлен также экструдированный пенополистирол (экструзионный, ЭППС, XPS), представляющий собой жесткий вспененный пенопласт, состоящий из равномерно распределенных замкнутых пор размером 0.1–0.2 мм, заполненных воздухом.
Сравнение основных свойств EPS и XPS представлено в таблице.
....
Область применения пенополистирола довольно широкая: в строительстве для изоляции крыш, стен, фундаментов, полов, потолков; в производстве строительных материалов как компонент опалубки, панелей и т. п.; в дорожном строительстве; для строительства и ремонта трубопроводов; в конструировании холодильной техники.
В большинстве случаев вспененный и экструдированный пенополистирол взаимозаменяемы. Особые преимущества XPS — высокая механическая прочность, что позволяет использовать его в подземной части здания, под эксплуатируемые кровли, пандусы, автомобильные и железные дороги, где вспененный пенополистирол не применяется.
Вспененный пенополистирол — один из самых популярных утеплителей в России. На его долю приходится ~ 20% потребления.
....
Последующие 7 лет потребление XPS-плит росло опережающими темпами в сравнении с внутренним производством и импортом. Наиболее остро дефицит теплоизоляции, в том числе и экструдированного пенополистирола, ощущался в 2006 г. В результате 2007–2008 гг. характеризовались бумом инвестиционной активности: всего было запущено около 13 новых производств, не считая наращивания действующих на тот момент мощностей. Массовый приток капитала в отрасль был продиктован сравнительно низкими барьерами выхода на рынок. В частности, появилась возможность использовать оборудование китайского или корейского производства стоимостью всего 300–600 тыс. долларов (в то время как цена немецких и итальянских линий — ~3 млн долларов). Средний срок окупаемости проекта оценивался в 24 месяца с момента проектирования (старт производства на 13-ый месяц).
К настоящему моменту баланс спроса и предложения приобрел кардинально противоположный характер. Рынок экструдированного пенополистирола стал профицитным. Избыточные мощности по производству XPS усилили конкуренцию и снизили цены, заставляя производителей лоббировать новые области применения материала. Ключевой фигурой стал потребитель, в борьбе за которого компании ведут активную политику маркетингового продвижения собственного бренда, расширения ассортимента и перехода на изготовление экслюзивных конструкционных решений.
11 Мая 2010