“Фрилансерам придётся подыскать себе новое средство лёгкого заработка в сети”
Цитаты
Сергей Людкевич, руководитель департамента интернет-маркетинга маркетинговой группы Текарт, согласился рассказать о своем видении рынка оптимизации сайтов и того, куда этот рынок будет развиваться.Оптимизация сайтов для поисковых систем когда-то стала развлечением математиков и соревнованием умов. А что мы имеем сейчас?
Я бы не сказал, что сейчас оптимизация — это соревнование умов. Соревнование ссылочных бюджетов, поиск различных хаков к алгоритмам, которые можно использовать поточным способом, — да.
- В какой момент соревноваться стали не умы, а бюджеты? С чем это связано?
В тот самый момент, когда оптимизаторы поняли, что Яндекс не собирается их наказывать за использование платных неорганических ссылок. Психологический барьер был преодолен, а далее — уже дело техники. Наросли сервисы, появились биржи, доноростроительство встало на поток.
Ситуация, которая имеется сейчас, по большому счету одинаково не устраивает и оптимизаторов, и поисковики. Куда, на Ваш взгляд, она должна бы развиваться в идеальном случае?
Идеальный случай — это если поисковики научатся отделять органические естественные (или хотя бы максимально приближенные к ним) ссылки от неорганических. Ну и научатся классифицировать контент по степени его полезности для пользователя, ведь не секрет, что сейчас генерируется туча псевдоконтента только с одной целью — обеспечить оптимизаторов донорами для размещения ссылок на продвигаемые ресурсы. Но, боюсь, задача эта очень и очень непростая, требующая гигантских вычислительных ресурсов и, местами, достаточной “политической” воли.
А в чем разница между “продажными мордами” и, скажем, сайтами, рекомендующими также к посещению аффилированные или клиентские ресурсы?
Я бы не проводил черту между продажными и аффилированными сайтами. На мой взгляд, важно не то, каким образом появилась ссылка в том или ином месте, а то, насколько она там уместна и насколько потенциально полезна для пользователя. То есть поставили бы ее при условии, что она не учитывалась бы поисковыми машинами, или, к примеру, поставили бы вместо нее графический баннер. К примеру, ссылки с сайта интернет-разработчика на разработанные им сайты клиентов, ссылки с тематического портала на коммерческие сайты данной тематики — это, на мой взгляд, вполне “органические” ссылки сами по себе. К тому же внешний вид ссылки тоже имеет значение. Одно дело, когда это связный органичный текст, а совсем другое — когда простыня повторяющихся ключевиков, разбавленных для уникальности совершенно левыми терминами.
Развитие, на мой взгляд, будет идти по пути постепенного ужесточения фильтров на ссылки. Дикий период «цыганского бизнеса», халява, когда для продвижения сайта с бюджетом в несколько тысяч у.е. на оговоренные позиции нужно было просто потратить пару часов в месяц, чтоб закупить на бирже ссылок на сумму, в несколько раз меньшую затребованного бюджета, будет, соответственно, заканчиваться. Думаю, больше шансов выжить у крупных компаний, а вот многочисленным фрилансерам, вполне возможно, придется подыскать себе новое средство для легкого заработка в сети. Да и крупным игрокам, если они не сменят психологию, которая сейчас заключается в надежде найти и как можно дольше проэксплуатировать новый «незапаленный» хак к алгоритму Яндекса, позволяющий влиять на выдачу в промышленных масштабах, тоже придется несладко. Но все это случится только в том случае, если Яндекс будет продолжать начатую им политику улучшения качества выдачи, проявившуюся в апдейтах типа «Родео» и «Восьмерка SP1».
- Что мог бы сделать Яндекс для нормализации нашего рынка — понятно. Может, что-то могут сделать и коллеги, компании, предоставляющие услуги по продвижению сайтов?
На мой взгляд, коллеги должны понять, что формат услуги продажи позиций в конкретном поисковике по конкретным запросам — бесперспективный. И формировать у клиента другое отношение к услуге интернет-маркетинга как к сложной многокомпонентной услуге привлечения (в том числе и из поисковых машин, но далеко не только из них), удержания пользователя и конвертации его в клиента. Однако, судя по всему, компании продолжают «ковать железо, пока горячо» и свои помыслы устремляют сугубо к идеализации в глазах клиента узкой и подверженной серьёзным рискам услуге продажи позиций. По большому счету, оптимизаторы не развивают сайт, не делают его более полезным для пользователя. У них гораздо более узкая задача — вывести сайт на конкретную позицию по конкретному запросу в конкретном поисковике, а дальше — хоть трава не расти. Даже те немногочисленные изменения в контенте, которые они производят, направлены только на достижение этой узкой цели — в итоге мы видим, как главные страницы сайтов превращаются в многокилобайтные простыни плохо усваиваемого текста, густо сдобренного продвигаемыми ключевыми фразами в тегах strong . Возвращаясь к теме «цыганского бизнеса», можно сказать, что компании не хотят изменить бизнес в более цивилизованную сторону, их цель — превратиться во внешне респектабельных «цыганских баронов», отстроившись от фрилансеров – «простых цыган». Но при этом продолжать заниматься по сути тем же самым — операторской работой на ссылочных биржах, оперируя теми же самыми списками ключевиков, только пытаясь завернуть это в более красочную глянцевую обложку. Мы против такого узкого подхода к продвижению сайтов.
Вы уже двигаетесь в этом направлении. Текарт не продает позиции, как это принято на рынке. Что же тогда продается? Что именно предлагается и обещается клиентам? Что получают клиенты от сотрудничества?
Формально Текарт продаёт своё рабочее время с обязательством максимально эффективного его использования. Клиентам предлагается комплекс мероприятий по маркетингу сайта посредством инструментов, предоставляемых сетью интернет — поисковое продвижение, проведение рекламных контекстных и медийных кампаний, различные маркетинговые активности на специализированных ресурсах и отраслевых порталах, составление и размещение пресс-релизов, ведение новостных рассылок и тому подобное. В общем, привлечение целевой аудитории и повышение узнаваемости бренда любыми доступными корректными способами. Пристальное внимание уделяется сайту клиента как бизнес-инструменту, даются рекомендации по структуре, юзабилити, контентному наполнению, проведению различных маркетинговых акций на сайте и пр. Критерий эффективности нашей работы, по которому клиент может её оценить, — комплексный и состоит из многих пунктов. Естественно, сами эти пункты и их приоритетность корректируются исходя из специфики бизнеса конкретного клиента и задач, стоящих перед ним.
При вашей системе, должно быть, сложно приходится менеджерам по продажам — клиенты уже привыкли к тому, что они присылают пару десятков запросов, и все оптимизаторские компании присылают примерно однотипные предложения, разница может быть только в цене. Как же им удается привлекать новых клиентов?
Клиенты сами нас находят. Как правило, хорошо работает схема “tell a friend”. И мы начинаем с ними работать, только когда полностью убедимся, что они хорошо понимают формат нашей услуги. Недостатка в загрузке у нас нет. Наоборот, некоторые клиенты ждут по нескольку месяцев, пока освободятся ресурсы.
А как обстоят дела со старыми клиентами? За счет работ со ссылочными бюджетами многие привязывают к себе клиента. Ваши клиенты могут свободно взять на работу, например, PR-менеджера, который будет отправлять пресс-релизы, или получить результаты разовых работ по улучшению сайта и на этом успокоиться. Много ли клиентов не продолжают постоянное сотрудничество или обращаются разово по мере возникновения каких-то проблем?
Со старыми клиентами всё хорошо. Ядро постоянных клиентов занимает очень большую долю в общем пуле. Есть клиенты, которые работают с нами по 6–8 лет и не собираются никуда уходить, хотя совершенно отчетливо понимают, что, уйдя от нас, не получат мгновенного обвала трафика, он даже некоторое время может расти по инерции. Разрыв отношений случается единицы раз в год, и мы всегда стараемся понять, какова степень нашей вины в этом, если инициаторами прекращения или непродления контакта был клиент, чтобы сделать выводы на будущее. Бывают и совершенно непреодолимые и не зависящие от нас ситуации, когда сменившийся менеджмент со стороны заказчика просто разрывает контракт, чтоб отдать его аффилированному исполнителю. Кстати, иногда очередная смена менеджмента приводит к тому, что этот заказчик опять обращается к нам. На наш взгляд, лучше привязать клиента к себе хорошей работой, чем, по сути, шантажировать угрозой снятия купленных ссылок.
С клиентами все в порядке. Но успешные компании почти всегда жалуются на нехватку вменяемых сотрудников. Как с этим обстоит дело в Текарте? Кого вы всегда рады видеть в качестве соискателей? Какую карьеру можете предложить?
В отделе интернет-маркетинга мы сами растим сотрудников. С абсолютного нуля. При приёме на работу для нас в первую очередь важно, чтоб человек был адекватный, хорошо обучаемый, с аналитическим складом ума. В общем, как мы говорим, чтоб человек был хороший. А всему остальному — научим. Период обучения специалиста длится около года. Ну, а дальше всё зависит от него самого. Он может стать профессионалом в интернет-маркетинге (мы таких называем “крепкими бойцами”), а также продолжить карьеру в качестве проект-менеджера (не путать с имеющейся во многих компаниях позицией аккаунт-менеджера, просто напоминающего клиенту, что пора платить бабки).
А чем занимаются проект-менеджеры? Это особая должность только в Промо.Текарт или возможна миграция в другой “отдел”?
Проект-менеджер находится “над отделами”. Это человек, который непосредственно общается с заказчиком, согласовывает с ним стратегию развития и продвижения его бизнеса в интернете, координирует работу рабочей группы, в которую помимо интернет-маркетолога входят программист, дизайнер, копирайтер, аналитик из отдела маркетинговых исследований. Мы считаем, что дизайн, разработка и развитие сайта — необходимый и очень важный элемент интернет-маркетинга. Поэтому, как правило, разработка и поддержка сайта входит в стандартный пакет услуг.
Зная, как оно все сложится сейчас, что бы Вы делали по-другому?
Что бы я делал по-другому? Да ничего, пожалуй. Был, конечно, в одно время соблазн свернуть всю деятельность до продажи позиций по запросам, как это сделали многие другие, но мы решили ориентироваться на долгосрочную перспективу и идти изначально выбранным путем, и я нисколько не жалею об этом решении. Ловить рыбку в мутной воде — не наш бизнес.
20 Февраля 2008