Консалтинг, цифровая трансформация, интеграция бизнес-процессов, маркетинга и hr

Как кроссфит и походы помогают держать бизнес в тонусе

Как кроссфит и походы помогают держать бизнес в тонусе
Журнал «Генеральный директор», декабрь 2018
интервью генерального директора «Текарт»
PDF-версия Первоисточник

Цитаты

У меня около 20 хобби. Я бегаю, занимаюсь кроссфитом и тяжелой атлетикой. 7 лет назад увлекся созданием правильного газона, затем садом и огородом. Этой осенью сделал первую обрезку первых 12 лоз собственного виноградника. Регулярно хожу в туристические водные и пешие походы, раз в год выезжаю в альпинистский лагерь, иногда выбираюсь на рыбалку. Читаю классическую литературу, изучаю историю и философию, интересуюсь системами управления персональной информацией. Если не считать работу, то ни одно из моих увлечений никогда не было главным, ни в одном не хотелось достигнуть вершины. Мой идеал — гармонично развитый универсальный человек. Восхищают атлеты-десятиборцы. Поэтому я попробовал и освоил несколько десятков навыков и практик.

интервью генерального директора Текарт

Размытые границы функционала сотрудников

Этот подход повлиял на бизнес. Три года назад я решил, что компания больше не будет жить по принципам долгосрочного планирования. Мы будем действовать стихийно, изобретать и импровизировать. Любая идея, признанная интересной, быстро прототипируется и в случае успеха внедряется на практике. Мы начали развиваться в новых направлениях, браться за проекты на стыке маркетинговых и консалтинговых компетенций, на которые раньше не обращали внимания. В связи с этим в компании многое менялось, в том числе организационная структура: мы перешли на «кластерную» модель. По сути, мы отказались от функциональных подразделений (аналитика, стратегия, дизайн, digital, разработка, PR, реклама) и размыли границы функционала сотрудников. Люди работают в смешанных проектных командах, имеют высокую степень индивидуальности и гибкий функционал.
Изменения приживаются с трудом. Оборот и масштаб бизнеса последние три года растут медленно. Прибавляет только подразделение консалтинга и маркетинговой аналитики — почти на 40 процентов в 2018 году.
Мы работаем с рентабельностью производственного предприятия, не получаем сверхдоходов, системно не используем бонусы и премии. Соцпакет основан на нематериальных бонусах. Сотрудникам, в соответствии с концепцией «пластичных» кадров, все время приходится быть в тонусе, изучать новое, изобретать. Тем не менее с 2010 года мы стабильно находимся в топ-100 лучших работодателей России (по версии HeadHunter), а средний стаж сотрудника — более восьми лет.

Кроссфит как основа универсальности

Достичь высокого уровня универсальности в субкультуре компании помогают наши общие увлечения: познавательный и активный туризм, кроссфит, бег, рыбалка. По большей части это мои хобби, которыми я заразил многих сотрудников. Если рассматривать эти увлечения с точки зрения философии бизнеса, то все они предполагают стремление к системному мышлению и универсальности личности. Например, кроссфит не предполагает, что ты будешь бегать быстрее или прыгать выше всех. Тебе надо так гибко организовывать тренировочный процесс и масштабировать комплексы, чтобы в итоге использовать сумму возможностей для достижения максимального результата. В нашем тульском офисе есть собственный спортивный зал, и сотрудники проводят там много времени утром, в обед и вечером.
Ходить в походы я начал в детстве, с отцом.
Потом был перерыв. Когда компания уже крепко стояла на ногах, в 2004 году мы с коллегами, вспомнив студенческие годы, поехали с палатками в Коктебель. С тех пор не пропускаем ни одного года.
Сейчас туристический клуб компании организует четыре похода в год длительностью от нескольких дней до двух недель. В том числе короткий «детский» — для наших детей и тех, кто хочет впервые переночевать в палатке. Никакой «обязаловки» — ходят только добровольцы.
Активным туризмом у нас «болеет» около 50 сотрудников. Схема гибкая: пробовали спелео- и горные походы, альпинизм и сплавы на байдарках, категорийные и бескатегорийные. Регионы: приполярный Урал, Кавказ, Карелия,Крым, Кольский полуостров, Алтай, Башкирия.
Мы не делаем походы слишком сложными — для меня важнее красота дикой природы, живое общение.

Переезд в Тулу

В компании работает 180 сотрудников. Последние три года мы последовательно сокращаем московский офис и расширяем представительство в Туле. Не могу сказать, что это делается для оптимизации затрат. По региональным меркам мы платим высокие зарплаты, в ближайшей перспективе они должны стать «московскими». Нахождение в Туле отвечает принципам построения компании: дружная команда постоянно развивающихся личностей, долгосрочные отношения с сотрудниками, сильные социальные связи, много времени для хобби и общения, кроссдисциплинарная и гибкая субкультура. Отсюда — возможность импровизировать в бизнесе.